Памятка для родителей. Артикуляционные упражнения для детей
Памятка для родителей.
Артикуляционные упражнения для детей
А) Артикуляционный комплекс упражнений.
(Перед зеркалом по 5-10 минут каждый день).
- Улыбка - удержание губ в улыбке, зубы не видны.
- Заборчик-рот закрыт, зубы обнажены, губы растянуты.
- Трубочка-вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Бублик - зубы сомкнуты, губы округленны и вытянуты.
- Кролик - зубы сомкнуты, верхняя губа обнажает верхние зубы.
- Часики - рот приоткрыт, губы в улыбке, кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта.
- Иголочка - рот широко открыт, губы в улыбке, узкий язык выдвигается вперёд.
- Спрячь конфетку - рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- Почистим зубы-рот закрыт/ открыт, круговым движением языка провести а) между губами и зубами; б) за зубами.
- Лопатка-рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе.
- Месим тесто-«Лопатка» + шлёпать верхней губой по языку «па-па».
- Качели-рот открыт, губы в улыбке, а) языком тянуться к носу и подбородку; за верхние зубы – за нижние зубы.
- Приклей конфетку - положить широкий кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить его к нёбу за верхними зубами.
- Маляр - рот открыт, широким кончиком языка «красить» нёбо вперёд-назад.
- Вкусное варенье - облизывать языком верхнюю губу сверху вниз.
- Чашечка - рот широко открыт, передний и боковой край языка подняты, но не касаются зубов.
- Желобок - рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.
- Лошадка (Пощёлкать кончиком языка / Беззвучно пощёлкать кончиком языка) - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком, цокать сильно, тянуть подъязычную связку, стараться удерживать подбородок внизу.
- Грибок - рот открыть, язык присосать к нёбу.
- Гармошка - язык присосать к нёбу, оттягивать нижнюю челюсть.
- Индюк - широким краем языка делать движения по верхней губе вперед-назад «былы-былы», стараясь не отрывать язык от губы.
- Барабанщики - улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произносить «Д ДД» медленно и убыстряя темп.
- Пароход гудит - приоткрыть рот и длительно произносить Ы-Ы-Ы…; язык находиться в глубине рта, кончик опущен.
- Катушка - кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в рот.
- Горка - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- Киска сердится - «Горка» + опускать и поднимать подбородок, гладить верхними зубами спинку языка.
- Насос - «Киска сердится» + произносить: с-с-с… .
- Загнать мяч в ворота - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
- Кто дальше загонит мяч - улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительно Ф-Ф-Ф… сдуть ватку на противоположный край стола.
- Фокус - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (боковые края прижаты, а по середине языка – желобок) сдуть ватку с кончика носа вверх.
В) Артикуляционные уклады звуков.
- С, С*, З, З*, Ц - губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние резцы; боковые края прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов; спинка выгнута «горкой», посередине желобок; воздушная струя идёт по желобку, холодная.(1,2,5-11,23-29).
- Ш, Ж, Щ – губы выдвинуты вперёд «бубликом»; кончик языка поднят к нёбу; язык принимает форму «чашечки»; воздушная струя тёплая. (4,6-18,19,28,30).
- Ч - губы выдвинуты вперёд «бубликом»; кончик языка поднят к верхним резцам/нёбу; воздушная струя тёплая.(4,6-18,19,28,30)/.
Т*- губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние резцы; воздушная струя холодная.
- Р, Р* - губы в улыбке; кончик языка поднят к верхним резцам и вибрирует.(1,2,6-22,28-30)
- Л, Л*- губы в улыбке; кончик языка поднят к верхним резцам. (1,2,6-16,18,19,22,28,30)