РУС БЕЛ ENG

О компьютерной зависимости у подростков

 

  1. Есть ли в вашем доме компьютер? Редко кто на этот вопрос ответит отрицательно. Это техническое средство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Очень часто в литературе и СМИ компьютер выступает как аналог человеческого мозга, соперничает с ним. Возникает вопрос: может ли компьютер заменить человека? Что предпочтут люди будущего: общение с себе подобными или мерцающий экран монитора; горечь разлук и радость встреч или мимолетные ощущения, яркие, но «пустые» эмоции? Может ли компьютер заменить реальность?

Взаимодействие человека с компьютером может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.

Позитивные эффекты:

  • развитие логического, прогностического и оперативного мышления;
  • усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач;
  • развитие познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность.

Негативные эффекты:

  • нарушение осанки, снижение зрения;
  • повышенная раздражительность, агрессивность;
  • враждебное восприятие окружающего социального мира;
  • сужение круга интересов, отход от реальности
  • снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач;
  • снижение гибкости познавательных процессов (при длительной работе за компьютером);
  • формирование зависимого поведения, неумение найти выход из стрессовой ситуации;
  • деформация личностной структуры;
  • девиантные формы поведения. 

Виды компьютерных зависимостей

  • Интернет-зависимость
  • Компьютерные игры (ролевые и не ролевые) 

Так играя в ролевые игры, подросток через несколько минут начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Ребенок может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считать своими.

К не ролевым играм относятся игры, которые основаны на азарте прохождения или набирания очков. 

Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков 

 

  1. Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, такой человек не умеет управлять своими эмоциями, желаниями, видеть перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию. 
  2. Взрослые не помогают ребенку развить волю, не приучают к труду. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них. 
  3. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться со взрослыми, слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. 
  4. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых. 
  5. Ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. 
  6. Не умение взрослеющего подростка справиться с трудностями взрослой жизни самостоятельно, отсутствие поддержки взрослых. 
  7. Если подросток не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы. 
  8. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании зависимой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться. 
  9. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия. 
  10. Ребенку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения. Дом для него — это гостиница, он всегда был здесь гостем, а не хозяином. 
  11. Мама — сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка. 
  12. Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе. 
  13. Замкнутый, малообщительный ребенок, не принимаемый сверстниками. 
  14. Развод родителей в трудный возрастной период. 
  15. Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых. 
  16. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг. 

 

Степени компьютерной зависимости: 

1-я степень — увлеченность на стадии освоения. Наблюдается в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень. 

2-я степень — состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр. 

3-я степень — выраженная зависимость. Подросток не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно — снижение успеваемости. Характерны: повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером — полная. На данной стадии если подросток не получает помощи в течение длительного времени, так как за компьютером проводит до 16–18 часов в сутки,  то есть опасность перехода в 4-ю стадию

4-я степень — клиническая зависимость. На данной стадии зависимости подростку необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, голосовые галлюцинации, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. 

Как определить зависим ребенок от компьютера или нет? 

Для того, чтобы определить «зависим ли ребенок от компьютера» достаточно провести простой тест. В ситуации, когда ребенок увлечен игрой на компьютере, родители просят его о чем-нибудь, например: 

1-й уровень — просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло». 

Способы реагирования: 

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере — такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования. 

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается — такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция. 

B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает — такое поведение свойственно зависимости 2–3-й степени. 

2-й уровень – в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь. 

Временные нормы работы за компьютером. 

  • Ребенку до семи лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему своего малыша, то по крайней мере не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня. 
  • Для детей 7–12 лет компьютерная норма — 30 минут в день, но не ежедневно! 
  • 12–14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день. 
  • От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа 
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов. 
  • Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садится ни на какое количество времени. 

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера? 

 

  1. Познакомьте его с временными нормами.
  2. Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).
  3. Приобщайте к домашним обязанностям.
  4. Культивируйте семейное чтение.
  5. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
  6. Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
  7. Узнайте место, где ребенок проводит свободное время.
  8. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
  9. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
  10. Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
  11. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
  12. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
  13. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  14. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).
  15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка. 

 

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость? 

 

  1. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние. 
  2. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.). 
  3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка. 
  4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера. 
  5. Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения. 
  6. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.
  7. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
  8. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. 
  9. Ищите психолога, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости. 

 

Правила техники безопасности при работе за компьютером 

  1. Глазам работающего за компьютером помогут очки с перфорацией — это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день (каждый час) на 5–7 минут. Отсидев 1–1,5 часа перед компьютером (телевизором), необходимо сделать гимнастику для глаз. 
  2. Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Полезны раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах. 
  3. Регулярная влажная уборка — не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции. 
  4. Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения. 
  5. Работающий за компьютером должен знать, что существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы за компьютером, а поскольку удобнее всего в этом случае обходиться бутербродами, то компьютероманы подвергаются серьезной опасности ожирения. 
  6. Монитор должен находиться в 60–70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз.