О компьютерной зависимости у подростков
- Есть ли в вашем доме компьютер? Редко кто на этот вопрос ответит отрицательно. Это техническое средство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Очень часто в литературе и СМИ компьютер выступает как аналог человеческого мозга, соперничает с ним. Возникает вопрос: может ли компьютер заменить человека? Что предпочтут люди будущего: общение с себе подобными или мерцающий экран монитора; горечь разлук и радость встреч или мимолетные ощущения, яркие, но «пустые» эмоции? Может ли компьютер заменить реальность?
Взаимодействие человека с компьютером может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.
Позитивные эффекты:
- развитие логического, прогностического и оперативного мышления;
- усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач;
- развитие познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти;
- повышение самооценки и уверенности в себе;
- формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность.
Негативные эффекты:
- нарушение осанки, снижение зрения;
- повышенная раздражительность, агрессивность;
- враждебное восприятие окружающего социального мира;
- сужение круга интересов, отход от реальности
- снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач;
- снижение гибкости познавательных процессов (при длительной работе за компьютером);
- формирование зависимого поведения, неумение найти выход из стрессовой ситуации;
- деформация личностной структуры;
- девиантные формы поведения.
Виды компьютерных зависимостей
- Интернет-зависимость
- Компьютерные игры (ролевые и не ролевые)
Так играя в ролевые игры, подросток через несколько минут начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Ребенок может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считать своими.
К не ролевым играм относятся игры, которые основаны на азарте прохождения или набирания очков.
Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков
- Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, такой человек не умеет управлять своими эмоциями, желаниями, видеть перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
- Взрослые не помогают ребенку развить волю, не приучают к труду. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
- Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться со взрослыми, слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации.
- Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
- Ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
- Не умение взрослеющего подростка справиться с трудностями взрослой жизни самостоятельно, отсутствие поддержки взрослых.
- Если подросток не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором на достижение «счастья» не надо тратить душевные силы.
- Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании зависимой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
- Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
- Ребенку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения. Дом для него — это гостиница, он всегда был здесь гостем, а не хозяином.
- Мама — сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, считающая себя лучше (умнее) его, больше зарабатывающая, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.
- Не уверенный в себе ребенок, с низкой самооценкой, нецелеустремленный, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе.
- Замкнутый, малообщительный ребенок, не принимаемый сверстниками.
- Развод родителей в трудный возрастной период.
- Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
- Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Степени компьютерной зависимости:
1-я степень — увлеченность на стадии освоения. Наблюдается в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень.
2-я степень — состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
3-я степень — выраженная зависимость. Подросток не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно — снижение успеваемости. Характерны: повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером — полная. На данной стадии если подросток не получает помощи в течение длительного времени, так как за компьютером проводит до 16–18 часов в сутки, то есть опасность перехода в 4-ю стадию
4-я степень — клиническая зависимость. На данной стадии зависимости подростку необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, голосовые галлюцинации, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении.
Как определить зависим ребенок от компьютера или нет?
Для того, чтобы определить «зависим ли ребенок от компьютера» достаточно провести простой тест. В ситуации, когда ребенок увлечен игрой на компьютере, родители просят его о чем-нибудь, например:
1-й уровень — просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».
Способы реагирования:
A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере — такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается — такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.
B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает — такое поведение свойственно зависимости 2–3-й степени.
2-й уровень – в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Временные нормы работы за компьютером.
- Ребенку до семи лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему своего малыша, то по крайней мере не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.
- Для детей 7–12 лет компьютерная норма — 30 минут в день, но не ежедневно!
- 12–14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
- От 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа
- Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов.
- Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садится ни на какое количество времени.
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?
- Познакомьте его с временными нормами.
- Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).
- Приобщайте к домашним обязанностям.
- Культивируйте семейное чтение.
- Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
- Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
- Узнайте место, где ребенок проводит свободное время.
- Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
- Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
- Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
- Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
- Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
- Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
- Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).
- Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.
Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?
- Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
- Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).
- Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.
- Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
- Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
- Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.
- В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.
- Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
- Ищите психолога, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости.
Правила техники безопасности при работе за компьютером
- Глазам работающего за компьютером помогут очки с перфорацией — это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день (каждый час) на 5–7 минут. Отсидев 1–1,5 часа перед компьютером (телевизором), необходимо сделать гимнастику для глаз.
- Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая ее руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Полезны раздельная клавиатура и широкий стол, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах.
- Регулярная влажная уборка — не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
- Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
- Работающий за компьютером должен знать, что существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы за компьютером, а поскольку удобнее всего в этом случае обходиться бутербродами, то компьютероманы подвергаются серьезной опасности ожирения.
- Монитор должен находиться в 60–70 см от пользователя и чуть выше уровня глаз.