РУС БЕЛ ENG

Учителю об организации образовательного процесса  с учащимися с нарушением слуха

Учителю об организации образовательного процесса

 с учащимися с нарушением слуха

 

Дети с нарушением слуха имеют рад специфических особенно­стей, которые проявляются в нарушениях речи, психофизического развития, общения. Это отражается на процессе социализации в те­чение всей их жизни. При нарушении слуха значительно затрудня­ется формирование речи, словесного мышления, вследствие чего страдает развитие познавательной деятельности в целом.

У детей с нарушением слуха с раннего возраста речь начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными ис­кажениями. При обучении ребенка с нарушением слуха учитывают­ся не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития.

Основная задача обучения состоит в обнаружении и использо­вании компенсаторных возможностей развития, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, в процессе целенаправ­ленной работы расширены возможности получения достаточного образования, в том числе профессионального, и обеспечено даль­нейшее участие человека в трудовой деятельности. Без использова­ния обходных путей компенсации нарушений у таких лиц весьма ограничены возможности традиционного овладения знаниями, приобретения жизненно необходимых умений и навыков.

Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы, с од­ной стороны, расширить возможности самостоятельного обогаще­ния речи учащихся вне специального обучения, а с другой — скорригировать самостоятельно приобретенный речевой материал (уточнение звукового состава слов, их лексических и грамматиче­ских значений, активизация лексики в самостоятельных высказы­ваниях применительно к изучаемому материалу).

Особое значение имеет применение на уроках наглядных средств (сюжетных картин, макетов, муляжей, видеоматериалов) — не столь­ко с целью иллюстрировать учебный материал, сколько для нагляд­ного раскрытия его содержания. Все эти средства используются обычно в сочетании со словес­ными методами обучения.

 

Рекомендации специалистов по организации

образовательного процесса и обеспечению его эффективности

 

  1. Учитывать (изучать) специфические особенности данной ка­тегории учащихся. Узнать (или определить в процессе взаимодей­ствия) примерное расстояние, на котором ребенок может воспри­нимать речь разговорной громкости.
  2. Обеспечивать ребенку визуальный контакт — в процессе об­щения ребенок должен видеть лицо педагога. Не допускается давать инструкции вполоборота, отвернувшись или перемещаясь в это время по классу.
  3. Производить отбор речевого материала, соблюдая принцип доступности. Предлагаемый речевой материал должен состоять из осмысленных речевых единиц, и его смысловое содержание должно быть знакомо детям.

При отборе речевого материала для работы над произношением необходимо соблюдать ряд требований:

  • он должен быть доступен по содержанию (т. е. значения слов и их сочетаний должны быть знакомы ученику);
  • доступен по грамматическому оформлению (без сложных ре­чевых конструкций);
  • должен соответствовать фонетическому принципу (речевой материал во всех видах работ должен содержать подлежащий отра­ботке звук в указанной позиции);
  • следует придерживаться очередности употребления речевого материала (в первую очередь отбирается материал разговорной речи, а затем — материал учебных предметов).
  1. Способствовать развитию у учащихся навыков произноше­ния, а именно: каждодневно уделять внимание выработке внятности и чле­нораздельности произношения учебного материала на занятиях;
  • создавать максимум условий на каждом уроке по обеспече­нию совершенствования произносительных навыков учащихся, развитию умений и навыков устной речи (создание речевых ситуа­ций, организация диалога и др.);
  • ежедневно воспитывать и стимулировать активность учащих­ся в овладении произносительной стороной устной речи;
  • приучать детей к тщательному фонетическому оформлению речи, самоконтролю над произношением, создавать ситуацию успеха.
  1. В ходе проведения любых мероприятий подключать зритель­ный и слухо-зрительный анализаторы при организации восприятия речи детьми с нарушением слуха, соблюдать четкость показа арти­куляции звуков.