Учителю об организации образовательного процесса с учащимися с нарушением слуха
Учителю об организации образовательного процесса
с учащимися с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха имеют рад специфических особенностей, которые проявляются в нарушениях речи, психофизического развития, общения. Это отражается на процессе социализации в течение всей их жизни. При нарушении слуха значительно затрудняется формирование речи, словесного мышления, вследствие чего страдает развитие познавательной деятельности в целом.
У детей с нарушением слуха с раннего возраста речь начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями. При обучении ребенка с нарушением слуха учитываются не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития.
Основная задача обучения состоит в обнаружении и использовании компенсаторных возможностей развития, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, в процессе целенаправленной работы расширены возможности получения достаточного образования, в том числе профессионального, и обеспечено дальнейшее участие человека в трудовой деятельности. Без использования обходных путей компенсации нарушений у таких лиц весьма ограничены возможности традиционного овладения знаниями, приобретения жизненно необходимых умений и навыков.
Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы, с одной стороны, расширить возможности самостоятельного обогащения речи учащихся вне специального обучения, а с другой — скорригировать самостоятельно приобретенный речевой материал (уточнение звукового состава слов, их лексических и грамматических значений, активизация лексики в самостоятельных высказываниях применительно к изучаемому материалу).
Особое значение имеет применение на уроках наглядных средств (сюжетных картин, макетов, муляжей, видеоматериалов) — не столько с целью иллюстрировать учебный материал, сколько для наглядного раскрытия его содержания. Все эти средства используются обычно в сочетании со словесными методами обучения.
Рекомендации специалистов по организации
образовательного процесса и обеспечению его эффективности
- Учитывать (изучать) специфические особенности данной категории учащихся. Узнать (или определить в процессе взаимодействия) примерное расстояние, на котором ребенок может воспринимать речь разговорной громкости.
- Обеспечивать ребенку визуальный контакт — в процессе общения ребенок должен видеть лицо педагога. Не допускается давать инструкции вполоборота, отвернувшись или перемещаясь в это время по классу.
- Производить отбор речевого материала, соблюдая принцип доступности. Предлагаемый речевой материал должен состоять из осмысленных речевых единиц, и его смысловое содержание должно быть знакомо детям.
При отборе речевого материала для работы над произношением необходимо соблюдать ряд требований:
- он должен быть доступен по содержанию (т. е. значения слов и их сочетаний должны быть знакомы ученику);
- доступен по грамматическому оформлению (без сложных речевых конструкций);
- должен соответствовать фонетическому принципу (речевой материал во всех видах работ должен содержать подлежащий отработке звук в указанной позиции);
- следует придерживаться очередности употребления речевого материала (в первую очередь отбирается материал разговорной речи, а затем — материал учебных предметов).
- Способствовать развитию у учащихся навыков произношения, а именно: каждодневно уделять внимание выработке внятности и членораздельности произношения учебного материала на занятиях;
- создавать максимум условий на каждом уроке по обеспечению совершенствования произносительных навыков учащихся, развитию умений и навыков устной речи (создание речевых ситуаций, организация диалога и др.);
- ежедневно воспитывать и стимулировать активность учащихся в овладении произносительной стороной устной речи;
- приучать детей к тщательному фонетическому оформлению речи, самоконтролю над произношением, создавать ситуацию успеха.
- В ходе проведения любых мероприятий подключать зрительный и слухо-зрительный анализаторы при организации восприятия речи детьми с нарушением слуха, соблюдать четкость показа артикуляции звуков.