РУС БЕЛ ENG

Памятка  для учителей, работающих с детьми с особенностями психофизического развития

Памятка  для учителей,

работающих с детьми с особенностями психофизического развития

 

Список рекомендаций составлен  для учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей групп продлённого дня,  учителей-дефектологов  с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с особенностями психофизического развития,  пытающихся добиться более эффективных результатов в процессе обучения.

Всем учителям необходимо еще раз пересмотреть свое понимание «справедливости». Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым.

 Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие дети конечно же отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.

Существуют разные уровни интеллекта, а следовательно и разные подходы к системе обучения. Обычно добиваются больших успехов дети с математическим складом ума. Хорошо также, когда дети обладают или музыкальным, или духовным, или кинестетическим интеллектом.  Каждый вид интеллекта должен быть распознан и затем изучен.

Учебный процесс значительно упростится, если учащийся пройдет мультисенсорную проверку, т. е. проверку слуха, зрения, осязания и уровня своей активности.

Большинство учеников удерживают в памяти 10 % прочитанного, 20% услышанного,  30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 70 % сказанного  и 90 % сказанного и сделанного одновременно. Кумулятивный подход, высокоструктурированный и последовательный, использующий мультисенсорные материалы - это как раз то, что необходимо.

Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.

Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.

Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз  в день, неделю, месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.

Если кто-то из ваших учеников переходит к другому учителю или в другой класс, меняет, убедитесь в том, что ученик забрал с собой все свои личные документы. Не думайте, что это будет сделано автоматически.

Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом.  Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

 

Учитель-дефектолог