РУС БЕЛ ENG

Организация образовательного процесса с учащимися, обучающимися по учебному плану специальной школы  для учащихся с трудностями в обучении

Организация образовательного процесса

с учащимися, обучающимися по учебному плану специальной школы

 для учащихся с трудностями в обучении

Дети с нарушениями психического развития составляют одну из многочисленных категорий «особых» детей. Само по себе нарушение психического развития имеет множество различных предпосылок, причин и следствий. Оно относится к разряду слабовыраженных от­клонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети этой категории не имеют таких тя­желых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первич­ное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы.

Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе и школьной) адаптацией и обучени­ем. Это объясняется замедлением темпов созревания психики, которое у каждого отдельно взятого ребенка может проявляться по-разному (как по времени, так и по степени выраженности нарушения). Наи­более ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы (на год-два отстает от возрастной нормы). То есть такому ребен­ку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Однако это нарушение не является препятствием на пути к освоению содержания учебных программ и учебных посо­бий общего среднего образования, но с определенной корректиров­кой в соответствии с особенностями развития ребенка.

 

Рекомендации специалистов

по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности

 

  1. Обеспечить пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. В классе совместной формы обучения одним из важнейших условий должна быть дружелюб­ная атмосфера. Снижение коммуникативно-познавательной дея­тельности «особых» детей усиливает чувство одиночества, поэтому с такими детьми надо больше разговаривать, не торопить, не требо­вать больше того, что они могут сделать, в противном случае при ча­стом невыполнении требований они теряют интерес к учебе. Для них значимы одобрение и похвала, которые выступают в качестве стиму­ла и поддержки при выполнении заданий и требований учителя.
  2. Использовать существующую у детей относительно сохран­ную эмоционально-волевую сферу и их способность к подражанию.
  3. Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпа­дали по максимуму.
  4. Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, четко сформулированными. Многоступенчатые ин­струкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для по­нимания детей.
  5. План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная вза­имосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.
  6. Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, что­бы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
  7. Обязательно проводить словарную работу с целью обогаще­ния словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимули­ровать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.
  8. Оказывать помощь ученику в планировании его деятельно­сти на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной дея­тельности.
  9. С целью развития высших психических функций шире ис­пользовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развива­ющую направленность.
  10. Использовать карточки для индивидуальной работы.
  11. Обеспечивать практическую направленность изучаемого ма­териала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.
  12. Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
  13. Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посиль­ный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь вы­полнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддержи­вать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
  14. Формировать умения адекватно оценивать свою работу, пока­зывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, гра­фик — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребе­нок видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.
  15. Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выпол­нению.
  16. Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.