Организация образовательного процесса с учащимися, обучающимися по учебному плану специальной школы для учащихся с трудностями в обучении
Организация образовательного процесса
с учащимися, обучающимися по учебному плану специальной школы
для учащихся с трудностями в обучении
Дети с нарушениями психического развития составляют одну из многочисленных категорий «особых» детей. Само по себе нарушение психического развития имеет множество различных предпосылок, причин и следствий. Оно относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети этой категории не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы.
Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе и школьной) адаптацией и обучением. Это объясняется замедлением темпов созревания психики, которое у каждого отдельно взятого ребенка может проявляться по-разному (как по времени, так и по степени выраженности нарушения). Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы (на год-два отстает от возрастной нормы). То есть такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Однако это нарушение не является препятствием на пути к освоению содержания учебных программ и учебных пособий общего среднего образования, но с определенной корректировкой в соответствии с особенностями развития ребенка.
Рекомендации специалистов
по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности
- Обеспечить пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. В классе совместной формы обучения одним из важнейших условий должна быть дружелюбная атмосфера. Снижение коммуникативно-познавательной деятельности «особых» детей усиливает чувство одиночества, поэтому с такими детьми надо больше разговаривать, не торопить, не требовать больше того, что они могут сделать, в противном случае при частом невыполнении требований они теряют интерес к учебе. Для них значимы одобрение и похвала, которые выступают в качестве стимула и поддержки при выполнении заданий и требований учителя.
- Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально-волевую сферу и их способность к подражанию.
- Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.
- Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, четко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.
- План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.
- Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
- Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.
- Оказывать помощь ученику в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
- С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.
- Использовать карточки для индивидуальной работы.
- Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.
- Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
- Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
- Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, график — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребенок видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.
- Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.
- Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.