РУС БЕЛ ENG

Информация для законных представителей учащихся 1–4 классов «Сохранение и укрепление психического здоровья детей»

Информация для законных представителей учащихся 1–4 классов

«Сохранение и укрепление психического здоровья детей»

 

Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоровья ребенка. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомиться с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

 Можно выделить 3 основных группы факторов, которые оказывают влияние на психологическую атмосферу в семье, и, следовательно, на психическое здоровье ребенка: социально-психологические, социально-культурные и социально-экономические.

  1. Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
  2. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально- экономические факторы, такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, помещение ребенка в ясли.
  3. К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей относятся такие, как дисгармония семейных отношений, семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений. 

Считается также, что психическое здоровье ребенка зависит и от стиля родительского воспитания, от характера взаимоотношения родителей и детей.

Так, выделяют демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания.

Демократический стиль характеризуется высоким уровнем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

 При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. Дети послушны, неагрессивны, нерешительны.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, не любопытные, с бедной фантазией.

 Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, приложить к своему ребенку.

Рекомендации по воспитанию детей:

  1. Поверьте в уникальность своего ребенка, он не похож на вас самих, поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленных вами целей, предоставьте ему право прожить жизнь самому.
  2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
  3. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете его любить всегда, при любых обстоятельствах.
  4. Не бойтесь «залюбить» ребёнка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.
  5. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
  6. Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтоб их было немного, самые основные на ваш взгляд) и позвольте ребенку действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  7. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами – это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае можно применять простые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что его наказали. Каждый родитель сам выбирает меру наказания, но следует помнить, что физические наказания – самая крайняя и тяжелая по своим последствиям карательная мера.
  8. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему необходимые явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться словесно выражать свои чувства и переживания, научиться понимать и анализировать свое поведение и поведение других людей.

 Психическое здоровье Ваших детей в Ваших руках! Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.