РУС БЕЛ ENG

Педагогам

Памятка для педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания

 

Рекомендации к поурочному планированию:

наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка;

включить в общий план для класса блоки заданий для детей с трудностями в обучении;

закреплять новый материал дифференцированно;

давать  разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале.

       Необходимо помнить, что в результате  все дети  с трудностями в обучении  должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока  траекторию деятельности детей с трудностями в обучении.

     Педагоги, работающие со школьниками с трудностями в обучении, должны уметь оказывать им различные виды помощи:  стимулирующую, направляющую, обучающую, организующую.

     Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

     Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

     Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

     Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания, подробно описать алгоритм.

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с трудностями в обучении создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

Поэлементная инструкция.

Повтор инструкции.

Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)

Речевой образец

Демонстрация действий.

Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

Опора на рифму.

Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

Подбор по аналогии.

Подбор по противопоставлению.

Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

Совместные или имитационные действия.

Начало действия.

Сопряженная или отраженная речь.

Начало фразы.

Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

Многократное усиление функции.

Создание проблемных ситуаций.

Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

Обращение к товарищу с вопросами.

Работа со словарями на время.

Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

Найди ошибку.

Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

Группировка по общности признаков.

Исключение лишнего.

Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

 5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

 6. Создание ситуации успеха на занятии.

 7. Благоприятный психологический климат на уроке.  Опора на эмоциональное восприятие.

 8.Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

 9.Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия.

12.Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

При подготовке к уроку нужно продумать вопросы к классу с целью продуктивности контакта между учителем и учащимися.

Требования к вопросам:

•  вопросы должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;

•  вопросы не должны быть подсказывающими;

•  вопросы не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

•  вопросы не следует сильно дробить;

•  вопросы должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;

•  вопросы ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

•  вопросы должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

•  нельзя требовать быстрого ответа, надо дать ученику время подумать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации учителям классов интегрированного обучения и воспитания

 

Система помощи  учащимся с ОПФР (трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью) может включать следующие виды деятельности:

1)    помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок);

2)    дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;

3)    стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);

4)    систематический контроль за   деятельностью учащегося (более частый опрос, проверка всех домашних заданий).

Виды помощи  учащимся   на различных этапах  учебного занятия

При изложении нового материала:

     а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме;

б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью;

в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров;

г) более частое обращение к этим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания ими степень учебного материала;

д) привлечение их в качестве помощников (при подготовке опытов, приборов и т.д.).

При организации и в ходе самостоятельной работы на  учебном занятии:

а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;

б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания;

г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий;

д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых;

е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения;

и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания;

к) стимулирование самостоятельных действий  учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий.

В процессе контроля за усвоением учебного материала:

а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе;

б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа;

в) предложение учащимся примерного плана ответа;

г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски;

д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности;

е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

При организации домашней работы:

а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы  на учебном занятии;

б) по возможности проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях;

в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания;

г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы;

д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся.

 

На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности  учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, его личные предпочтения и т.д.).